25 лет диску!
The Prodigy - The Fat of the Land (1997)
Big Beat / Breakbeat (UK)
Слушать весь альбом: vk.cc/5Sp2pA
Начиная со своего появления в 50-х годах рок-н-ролл являлся жанром, который практически в режиме нон-стоп доминировал в сознаниях масс. Причина такой удивительной живучести заключается в том, как сильно и стремительно происходила его эволюция, с каждым годом множившая различные поджанры и ответвления, порой самые неожиданные. Так, на очередной новый уровень господства рок вышел и в начале 90-х, когда благодаря Nirvana гранж стал главным музыкальным трендом. Правда, успех его оказался недолговечен, и уже к 97-му эта андеграундная стилистика казалась обескровленной. Но "свято место пусто не бывает" - в этом запутанном ландшафте нашлась группа, вдохнувшая новые силы в выгоравшую рок-культуру. Здесь важно сделать акцент на географии: на смену гранжевого отчаяния, рожденного в Сиэттле, пришло взращённое безумством рейвов состояние лондонского экстаза.
Биг-бит, электронный жанр, первопроходцами которого принято считать The Prodigy, уходит своими корнями в британскую субкультуру, объединившую влияния американского хип-хопа, хауса, техно с ямайской музыкой и эйсид-хаусом, экспортированным с Ибицы такими звёздами, как Пол Окенфолд и Дэнни Рэмплинг. Получивший широкий охват благодаря культуре рейвов, этот поджанр отличается буйным смешением разнообразных звуков, темпов и фактур, объединенных главным свойством - наличием сильных басов. В отличие от трип-хопа - более утонченного и вдумчивого ответвления электроники, биг-бит с каждым годом становился всё более безумным, шумным и цифровым, и Лиам Хоулетт, в 1990 г. основавший проект The Prodigy, сыграл в этом процессе не последнюю роль.
Молодому диджею из Эссекса едва стукнуло 20 лет, а он уже успел привлечь внимание крупного лейбла XL Recordings. Их не смутило ни отсутствие опыта, ни его юный возраст - контракт всё равно оказался подписан, и после того, как яркий, заводной сингл "Charly" взорвал танцполы, последовал первый полноформатный альбом "Experience". Поначалу Хоулетт планировал создать концептуальную рейв-пластинку, вдохновленную музыкой Pink Floyd, однако передумал, не желая помещать свою группу в какие-либо рамки. Через два года после упешного дебюта The Prodigy выпустили второй, ещё более хардкорный альбом "Music for the Jilted Generation", где жесткий брейкбит соседствовал с рокерским размахом, и это сделало их звёздами не только европейского, но и мирового калибра. Вместе с бешеной славой группе удавалось сохранять статус андеграундных персон, всячески избегавших любые попсовые мероприятия вроде шоу "Top of the Pops", и такая скрытность только увеличивала их элитарный статус.
В марте 1996 г. The Prodigy покорилась ещё одна вершина - их трек "Firestarter" возглавил британский сингловый чарт. Релиз сопровождался кричащим видеорядом, в котором участник проекта Кит Флинт впервые появился в панк-образе, вскоре ставшем культовым. Вместе с эпатажным амплуа Флинт примерил ещё одну роль – из танцора он превратился в полноценного фронтмена, исполнившего четыре трека для будущего альбома. Кроме "Firestarter", его вокал используется в "Serial Thrilla", "Fuel My Fire" и "Breathe". Последний также стал огромным хитом для группы, помножив надвое успех "Firestarter" в ноябре 1996-го, а спустя полгода основательно подогретая публика наконец получила долгожданный третий лонгплей The Prodigy, названный "The Fat of the Land".
Вас не должно смущать присутствие в названии слова "fat" (жир) - этот мускулистый, стройный альбом предназначен сугубо для сжигания калорий без всякого набора лишнего веса, а его имя происходит от староанглийского выражения "the fat of the land", означающего "жизнь в достатке и богатстве". Это изобилие полностью отражает звук пластинки, записывая которую Хоулетт отполировал до блеска искусство микширования семплов, синтезаторов и битов, из-за чего музыка кажется громче, чем есть на самом деле. Она не только заряжена драйвом, но ещё и хрустит, молотит, скрежещет, а вокал только усугубляет её сложность. Тон песен варьируется от резкой уверенности Bronx MC Kool Keith в "Diesel Power" до агонии рэпера Maxim и хвастливой язвительности Кита Флинта. Лирика, как водится в подобной музыке, хоть и не лишена смысла, но призвана лишь обрамлять ритм. Слова требуют размышлений, а электроника – отнюдь не интроспективное занятие, она создана, чтобы ощущать силу посредством влияния волн и излучений.
К моменту релиза пластинки два сингла сделали максимум для того, чтобы "The Fat of the Land" удачно стартовала в мировых чартах, и в первую же неделю запись возглавила Billboard, а также лидировала в большинстве европейских стран, Австралии и Канаде. Но главный момент, благодаря которому альбом останется в истории, наступил далеко не сразу. В ноябре 1997 г. в качестве третьего сингла вышла песня "Smack My Bitch Up", и шума она наделала немало. Наряду с огромным коммерческим успехом трек спровоцировал скандал своим содержанием, а также сопутствующим видеоклипом, снятым Йонасом Акерлундом. Песня состояла из повторяющейся сэмплированной фразы "Change my pitch up / Smack my bitch up", но уже одного этого было достаточно, и хотя сами участники настаивали на её переносном значении, означавшем "делать что-то интенсивно", их тут же окрестили женоненавистниками. Из-за трека магазины изымали альбом из продажи, а MTV отказывался крутить клип. Впрочем, вскоре, увидев, насколько песня популярна, канал согласился транслировать отредактированную версию ролика в ночное время. Видеоряд к "Smack My Bitch Up" состоит из дергающихся фрагментов угарной ночи, подпитанной наркотиками и спиртным, снятых от первого лица. По словам Хоулетта, снимая видео, группа понимала, что никто не согласится показывать его где бы то ни было.
Спустя 2 года после релиза "The Fat of the Land" отметился в Книге рекордов Гиннеса как самый быстропродаваемый альбом в истории Великобритании. Также на счету пластинки номинация на премию "Грэмми", проигранная "OK Computer" Radiohead, и присутствие в бесчисленном количестве рейтингов, среди которых: 9-й величайший альбом всех времен по версии журнала Q и 269-е место в "1000 лучших альбомов" по версии Колина Ларкина.
Вот так в сумбурном 97-м рок-музыка снова вышла на поверхность, проложив свой путь через андеграундное дэнс-движение, а электронный коллектив The Prodigy оказался в его авангарде, и всё благодаря бескомпромиссному "The Fat of the Land", спаявшему рейв-культуру с панк-роком в один пульсирующий организм. Их музыка не столько понравилась аудитории, сколько создала свою собственную, и крайне многочисленную. Хоулетт однажды заметил: "Эта пластинка была создана для фанатов. Только безмозглые люди увидят в ней глупость… Меня часто неправильно цитируют. Один журнал писал: "Лиам Хоулетт говорит, что его группа опасна", а я сказал: "Чтобы эта группа выжила, она должна быть опасной для нас". Я никогда не говорил, что мы опасны, потому что мы поджигатели и у нас колючие прически".